Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Зернышко» с.Зерновое осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ”, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
- специальных методов обучения и воспитания;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с этим необходимо отметить, что создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОУ. В штатном расписании ДОУ имеется педагог- психолог, который проводит диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывает коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.
В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные помещения подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете. В ДОУ есть совмещенный музыкальный и физкультурный залы, групповая ячейка с учетом доступности для детей с ОВЗ, инвалидов.
Организация среды – это специальное оборудование центров (зон), направленное на компенсацию состояния детей с ОВЗ. В помещениях созданы следующие центры:
Центр сенсорного развития – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие.
– Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина, целостность и дифференцированность зрительных образов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
– Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): записи со звуками природы, животных, музыкальных инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки, игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.
– Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнер с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм в мешочке; пособие «Почтовый ящик».
Моторно-двигательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.
– Материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких предметов, природный материал, пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи, молнии, пособия с пуговицами, счетные палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика для развития пальцев», «Напольная мозаика», пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособие «Тренируем пальчики»), картотека пальчиковых игр и др.
– Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, сухой бассейн, игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
Учебно-познавательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.
– Материалы для развития мышления: развивающие пособия "Сборник подвижных игр" Э.Я. Степаненкова, "Малоподвижные игры и игровые упражнения" М.М. Борисова.;конструкторы; мозаика;; сюжетные игрушки; набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда – молоток, гаечный ключ, отвёртка; неваляшки; погремушки; пластмассовые игрушки; сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления; различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.
– Материалы для формирования учебных навыков.
Пособия по ФЭМП: материал для обучения детей счету; для упражнений в распознавании величины предметов.
Счетный материал (палочки, кубики); мелкие предметы, , одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу; наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; наборы счетных палочек, цифр; карточки и таблицы, модели («числовая лесенка», календарь и др.); логические блоки; математический поезд, панно и картинки для составления и решения арифметических задач; карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <; кубики с цифрами и знаками; магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений.
Обучение грамоте: схемы слов, условные обозначения звуков, звуковые домики, карточки с буквами, магнитная доска с набором букв.
Предметно-развивающая среда в кабинете постоянно обновляется, видоизменяется в зависимости от возраста детей, сезона, изучаемой темы, потребностей и интересов детей.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ для организации образовательного процесса имеется библиотека, в том числе приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
- Книги для воспитателя (методическая и справочная литература). Иллюстративный материал, дидактические пособия.
- Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы.
- Книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам
Весь книжный фонд учитывается.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ для организации образовательного процесса имеются оборудованные объекты спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
На территории ДОУ имеется 1 прогулочный участок, на котором имеется песочница.
В физкультурном зале имеется следующее оборудование с возможностью использования для детей с ОВЗ:
- Кегли.
- Кольцебросы.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
“Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб”
В.В. Путин
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МБДОУ проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
Конструктивные особенности здания МБДОУ «Зернышко» с. Зерновое Сакского района Республики Крым не предусматривают наличие лифтов, поручни внутри помещений, оборудованный туалет, обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен.В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным цикличным меню.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданы. В здании ДОУ есть оборудованный медицинский кабинет с медсестрой.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Зернышко» не предоставляет лицам с ОВЗ и инвалидам доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Зернышко» не предоставляет доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.