Структура психологической службы ДОУ
17.02.2021
Психолого-педагогическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы
психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям.
Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной
консультативно-методической,
психодиагностической, психокоррекционной помощи детям,
родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также
социально-психологической
адаптации.
Эффективность работы по
социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от
объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и
семьи.
Психолого-педагогическое
сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога,
направленной на создание социально-психологических условий для успешного
обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для
осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо
научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации,
выработать план решения и сделать первые шаги.
Цель психолого-педагогического сопровождения
в ДОУ-
Содействие психологическому, личному и
индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую
готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста,
поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников
образовательного процесса.
Данная
цель конкретизируется в следующих задачах:
-предупреждение
возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие)
ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;
-развитие
психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей,
родителей, педагогов;
-психологическое
обеспечение образовательных программ.
Главный принцип
работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки
доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности,
создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного
отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.
Педагог-психолог по
профессиональному и административному профилю подчиняется руководителю ДОУ и
руководителю отдела психологического сопровождения центра развития образования.
В
начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность
психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах,
проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и
тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии
психологического сопровождения воспитанников.
Формы работы с родителями:
1.
Родительские собрания - ознакомление родителей:
- с
психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных
этапах;
-
особенностями подготовки детей к ДОУ;
- с
прохождением адаптационного периода детей младших групп;
-
особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;
-
преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей
поведения воспитанников.
2.
Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.
3.
Выпуск памяток для родителей, связанными с воспитанием детей.
5.Семинары, тренинги по эффективному
взаимодействию с детьми.
Коррекционно-развивающей
работе с воспитанниками уделяется большое значение, а так же осуществляется
профилактическая и диагностическая работа.
На
схеме указаны направления и формы работы с воспитанниками

Ключевые
вопросы деятельности психологической службы МБДОУ "Зёрнышко":
адаптация детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, работа с детьми ОВЗ (дети,
имеющие нарушения речи), работа с детьми "группы риска", подготовка
детей к школьному
обучению.

Основные
направления психологического сопровождения: психодиагностика, коррекция и
развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое
просвещение.
Направления деятельности
психологической службы, охватывают работу с воспитанниками, педагогическим
коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями
города (психолого-медико-педагогической комиссией, методистами отдела
социально-психологического сопровождения).

Охарактеризуем реализацию
основных идей и направлений психологической службы в каждом компоненте
структуры нашей психологической службы через различные формы и методы
организации работы.
1. Психодиагностика
Цель:
получение информации об уровне психического развития детей, выявление
индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного
процесса.
В
рамках психодиагностического направления осуществляется:
Анкетирование
с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;
Наблюдение
с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);
Обследование
детей младшего дошкольного возраста для определения уровня нервно-психического
развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;
Диагностика
воспитанников подготовительной и речевой групп с целью определения
уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и
координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
Диагностика
психического развития детей речевой группы (старший возраст) для организации
коррекционно-развивающей работы;
Диагностика
детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые
дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с
детьми;
Диагностика
воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;
Диагностика
удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.
В
данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ
проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического,
родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников
воспитательно-образовательного процесса.
2.
Психопрофилактика является средством предотвращения
возможных проблем в развитии и взаимодействии участников
воспитательно-образовательного процесса.
В связи
с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в
психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках
психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и
интеграции этих детей в социум.
В
данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного
процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
-анализ
медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для
получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы
риска, требующих повышенного внимания;
-групповые
и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
-информирование
педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации
взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
- отслеживание динамики
социально эмоционального развития детей;
- содействие благоприятному
социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления
воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность
осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые
консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной
деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.
Работа
с детьми "группы риска" реализует все направления деятельности
службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и
мотивационной сферы ("Кактус", М.А. Панфилова, "Страхи в
домиках" А.И. Захаров, "Лесенка" В.Г.Щур), личностно –
типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека",
"Рисунок семьи"), выявление детей, несущих груз семейных проблем.
Психологическая
коррекция детей "группы риска" традиционно включает: групповую
коррекционную работу: тренинг "развитие навыков общения, формирования
уверенности в себе", "снижение агрессивности, вспыльчивости",
"снижение гиперакивности".
3.
Коррекционная и развивающая работа. Этому направлению
уделяется самое большое значение.
Психолого-педагогическая
коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей
ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и
взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.
Цель:
создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция
отклонений психического развития.
Коррекционная
работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как
отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как
целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему
его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной
формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом
использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его
познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном
возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная
деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных
действий.
Коррекция
развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится
не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто
ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком
в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного
развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при
разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными
потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития.
Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку
ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него
личностно значимой.
Коррекционная
и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей
ДОУ: работа с детьми, имеющими нарушения речи, подготовка детей к
обучению в школе.
В
данном направлении реализуется:
-
Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
- Проведение
коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы (старший возраст) с
целью развития познавательных процессов и речевых навыков;
-
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с
целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие
психических процессов, мотивации обучения в школе);
-
Индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития
психических процессов, психологической готовности к школе.
-
Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя
группы) с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других
людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».
4.
Психологическое консультирование
Цель:
оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и
оказание им психологической помощи при выстраивании и
реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое
консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем,
с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование
предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся
затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Консультирование
осуществляется по следующей тематики:
-
Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
-
Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным
темам;
- Участие
и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня
актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами
индивидуального маршрута сопровождения);
-
Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам
развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность",
"Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за
нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии
ребёнка");
-
Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов,
деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и
профессионального роста.
5.
Психологическое просвещение
Цель:
создание условий для повышения психологической компетентности педагогов,
администрации ДОУ и родителей, а именно:
-актуализация
и систематизация имеющихся знаний;
-повышение
уровня психологических знаний;
-включение
имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое
просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а
опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывает
квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и
родителей.
Проводится
систематизированное психологическое просвещение педагогов;
Осуществляется
систематизированное психологическое просвещения родителей в форме родительских
собраний, круглых столов, заседаний согласно тематике и возраста
детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ созданы
информационные уголки «Советы психолога».
Реализация
вышеописанных направлений осуществляется в работе с детьми, родителями и
педагогами нашего ДОУ.
Таким
образом, созданная система психологического сопровождения помогает
оказывать своевременную квалифицированную
консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь
детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.