Протокол №1 УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Зернышко» с.Зерновое _____________ М.Н.Сучкова От31 августа 2022г. Приказ №103 от31 августа 2022г. ПРИНЯТА Педагогическим советом ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА МБДОУ «Зернышко» с.Зерновое 2022-2023 учебный год с.Зерновое 2022г. Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы всеобуча 5 3. Планируемый результат реализации программы родительского всеобуча 5 4. Принципы реализации программы 6 5. Формы реализации программы 6 6. Кадровое обеспечение реализации программы 7 7. Примерная тематика для организации родительского всеобуча в образовательной организации 7 8. Литература 8 2 1. Пояснительная записка Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. В государственной политике России в настоящее время утверждается приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и социального благополучия подрастающего поколения. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей. Решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, в результате чего ребенок оказался фактически один на один с очень непростым миром. Одиночество детей, их безнадзорность даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания – все это база для роста детской преступности. Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка. Необходимость педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества. Семья – важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. В настоящее время семейное воспитание переживает противоречивое и сложное состояние: 1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. 2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.). 3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.). 3 4. Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье. 5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательной организации, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к детскому саду, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.). Таким образом, необходимость и потребность возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин: потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации, обусловившей необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения; инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия; открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) к обществу, прошлому опыту, инновациям. Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическими родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной: с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач. Поэтому родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательной организации. Процесс взаимодействия семьи и детского сада направлен на активное включение родителей в воспитательный-образовательный процесс, сотрудничество с детьми и педагогами. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Образовательные организации по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Детский сад всегда стремился усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе детский сад становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. 4 2. Цель и задачи программы всеобуча. Участники реализации программы: в реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива ДОУ, приглашённые представители общественных организаций, учреждений. Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система. Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей. Цель программы родительского всеобуча: Содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и детского сада на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. Задачи программы всеобуча для родителей: 1. Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья – дошкольное образовательное учреждение». 2. Знакомство родителей с основами правовых знаний. 3. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребёнка в условиях семьи и ДОО. 4. Пропаганда и возрождение семейных традиций. 5. Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей. 6. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. 7. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. 8. Гармонизировать детско-родительские отношения в семьях. 3. Планируемый результат реализации программы родительского всеобуча. В результате обучения у родителей появляется возможность овладения знаниями, которые помогут им выстроить эффективную систему взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. 1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни. 2. Улучшение микроклимата в семье. 3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком. 4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций. Родители (законные представители) приобретут знания: о развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни; о правовых основах охраны детства; умения: грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста; анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения. 5 4. Принципы реализации программы родительского всеобуча. первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей); достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты); практико ориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практико ориентированной, доступной для использования в жизни); взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей); развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности); системности воспитательных воздействий на ребёнка; преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребёнка; принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье. Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как: система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье; особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психологопедагогических проблем, связанных с воспитанием детей; процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей. 5. Формы реализации программы родительского всеобуча : В рамках родительского всеобуча могут использоваться следующие формы работы: Традиционные родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательной организации; знакомство родителей с задачами и итогами работы образовательной организации; консультации. Нетрадиционные - родительский лекторий, - встреча за «круглым столом», - вечер вопросов и ответов, -семинар, - тренинги, - практикумы, - мастер-классы для родителей. Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения. Программа родительского всеобуча обеспечивает создание специально организованной системы взаимодействия «образовательная организация – родители – дети» в процессе воспитания и развития ребенка на основе: обновления содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней; формирования педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение; достижения баланса общественного и семейного воспитания; повышения статуса семьи и семейного воспитания в развитии личности ребенка. Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и постоянный контингент участников. 6 6. Кадровое обеспечение реализации программы. Воспитатели; Медицинская сестра ДОУ. 7. Примерная тематика для организации родительского всеобуча в МБДОУ «Зернышко». 1. Тематический блок «Гармонизация детско-родительских отношений в семье». Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в сфере детскородительских отношений, изменение поведения, отношения и установок родителей по отношению к своему ребёнку в лучшую сторону. Содержание блока Эффективные техники общения родителей с детьми. Запреты в жизни ребёнка. Составляющие родительской любви. 2. Тематический блок «Приобщение детей к здоровому образу жизни». Цель: познакомить родителей с особенностями приобщения детей к здоровому образу жизни в условиях детского сада, предоставить возможность поделиться собственным опытом по данной проблеме. Содержание блока Специфика закаливания ребёнка в детском саду и дома. Соблюдение режима дня в детском саду и дома. Сбалансированное питание в детском саду и дома. Формирование культурно-гигиенических навыков у ребёнка дошкольного возраста. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. 1. Тематический блок «Социально-нравственное воспитание дошкольников». Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социально-нравственного воспитания. Содержание блока Формирование морально-нравственной сферы старших дошкольников, социальных эмоций у детей. Роль сказки в формировании социальных эмоций у детей. Метод проектов в работе с дошкольниками в условиях детского сада и семьи. 1. Тематический блок «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников». Цель: ознакомление родителей с основами безопасного поведения детей дома, на улице, на природе. Содержание блока Правила безопасного поведения ребёнка дома. Безопасное поведение на природе. Ребёнок на улицах города (села). Эмоциональное благополучие и психологическая безопасность ребёнка (правила поведения с незнакомыми людьми и т.д.). 7 8. Литература. 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы. В разделе «Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года» акцент ставится на поддержке семей. 4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В разделе «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» говорится о доступности и качестве дошкольного образования, о создании системы психолого-педагогической поддержки семьи. 5. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 6. Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с. 7. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с. 8. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». / Авторы программы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В. 8