программа родительсого всеобуча 2022-2023

Протокол №1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Зернышко»
с.Зерновое
_____________ М.Н.Сучкова

От31 августа 2022г.

Приказ №103 от31 августа 2022г.

ПРИНЯТА
Педагогическим советом

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА
МБДОУ «Зернышко» с.Зерновое 2022-2023 учебный год

с.Зерновое
2022г.

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи программы всеобуча

5

3.

Планируемый результат реализации программы родительского
всеобуча

5

4.

Принципы реализации программы

6

5.

Формы реализации программы

6

6.

Кадровое обеспечение реализации программы

7

7.

Примерная тематика для организации родительского всеобуча в
образовательной организации

7

8.

Литература

8

2

1. Пояснительная записка
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни
человека и общества.
Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье
происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и
общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и
ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития
личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в
человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его
становление как личности и индивидуальности.
В государственной политике России в настоящее время утверждается приоритет
интересов семьи как основного гаранта здоровья и социального благополучия подрастающего
поколения. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания
ребенка.
Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой
общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи,
разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и
повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы,
которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного
уровня большинства семей. Решение проблем экономического, а порой и физического
выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения
вопросов воспитания и личностного развития ребенка, в результате чего ребенок оказался
фактически один на один с очень непростым миром. Одиночество детей, их безнадзорность
даже в семье, девальвация культурных ценностей и образцов поведения, дефицит воспитания –
все это база для роста детской преступности.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в
современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в
снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность
воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами
педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях приобретает особую актуальность проблема
приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Необходимость педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни
человека и общества. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от
которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества. Семья –
важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное
воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной
деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её
воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах
взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
В настоящее время семейное воспитание переживает противоречивое и сложное
состояние:
1.
Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные
ценности.
2.
Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество
благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение,
непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3.
Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о
браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент
детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и
т.п.).
3

4.
Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и
материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
5.
Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательной организации,
педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к детскому саду, имеют место
неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством
образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость и потребность возвращения к педагогическому
просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

потребностями современного общества, характерной особенностью которого
является изменение социокультурной ситуации, обусловившей необходимость обеспечения
взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у
подрастающего поколения;

инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания
подрастающего поколения нового столетия;

открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том
числе) к обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной
системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений
между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса
требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования
позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическими родительским сообществом. А
для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к
собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры,
связанной:

с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;

с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического
просвещения.
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы
социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество
предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении
педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Поэтому родителям требуется систематическая и квалифицированная помощь со
стороны образовательной организации. Процесс взаимодействия семьи и детского сада
направлен на активное включение родителей в воспитательный-образовательный процесс,
сотрудничество с детьми и педагогами.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и
других социальных институтов. Образовательные организации по-прежнему остаются одним из
важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Детский сад всегда стремился усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью
реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе детский сад
становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу,
межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Сотрудничество семьи и детского сада становится все более актуальным и
востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия,
формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры
родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования
семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван
сыграть родительский всеобуч.
4

2. Цель и задачи программы всеобуча.
Участники реализации программы: в реализации программы принимают участие
родители, дети, члены педагогического коллектива ДОУ, приглашённые представители
общественных организаций, учреждений.
Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная
система.
Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического
сопровождения родителей.
Цель программы родительского всеобуча: Содействие повышению уровня
родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка
единого взгляда семьи и детского сада на сущность процессов воспитания и образования с
целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи программы всеобуча для родителей:
1.
Повысить потенциал взаимного доверия в системе отношений «семья –
дошкольное образовательное учреждение».
2.
Знакомство родителей с основами правовых знаний.
3.
Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах
обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребёнка в условиях
семьи и ДОО.
4.
Пропаганда и возрождение семейных традиций.
5.
Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и
социальной деятельности детей.
6.
Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
7.
Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном
процессе.
8.
Гармонизировать детско-родительские отношения в семьях.

3. Планируемый результат реализации программы родительского
всеобуча.
В результате обучения у родителей появляется возможность овладения знаниями,
которые помогут им выстроить эффективную систему взаимодействия со всеми участниками
образовательного процесса.
1.
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа
жизни.
2.
Улучшение микроклимата в семье.
3.
Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего
поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
4.
Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных
ситуаций.
Родители (законные представители) приобретут знания:

о развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

о правовых основах охраны детства;
умения:

грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с
детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;

анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое
собственное поведение, свои родительские взаимоотношения.

5

4. Принципы реализации программы родительского всеобуча.

первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь
несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на
научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и
др.) факты);

практико ориентированности информации (информация, рекомендованная
родителям, должна быть практико ориентированной, доступной для использования в жизни);

взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения
педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих
проблем воспитания детей);

развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

системности воспитательных воздействий на ребёнка;

преемственности семьи и ДОУ в становлении социокультурного опыта ребёнка;

принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку и семье.
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации
воспитательной функции понимается нами как:

система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют
выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в
решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психологопедагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей
достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
5. Формы реализации программы родительского всеобуча :
В рамках родительского всеобуча могут использоваться следующие формы работы:
Традиционные

родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и
наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательной организации;

знакомство родителей с задачами и итогами работы образовательной организации;

консультации.
Нетрадиционные
- родительский лекторий, - встреча за «круглым столом», - вечер вопросов и ответов,
-семинар, - тренинги, - практикумы, - мастер-классы для родителей.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от
актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия
родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей
искусства и науки), использования технического оснащения.
Программа родительского всеобуча обеспечивает создание специально организованной
системы взаимодействия «образовательная организация – родители – дети» в процессе
воспитания и развития ребенка на основе:

обновления содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с
ней;

формирования педагогической культуры родителей, их активной педагогической
позиции через психолого-педагогическое просвещение;

достижения баланса общественного и семейного воспитания;

повышения статуса семьи и семейного воспитания в развитии личности ребенка.
Важным условием успеха родительского всеобуча является их непрерывный характер и
постоянный контингент участников.

6

6. Кадровое обеспечение реализации программы.



Воспитатели;
Медицинская сестра ДОУ.

7. Примерная тематика для организации родительского всеобуча в
МБДОУ «Зернышко».
1.
Тематический блок «Гармонизация детско-родительских отношений в семье».
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей в сфере детскородительских отношений, изменение поведения, отношения и установок родителей по
отношению к своему ребёнку в лучшую сторону.
Содержание блока
Эффективные техники общения родителей с детьми.
Запреты в жизни ребёнка.
Составляющие родительской любви.
2. Тематический блок «Приобщение детей к здоровому образу жизни».
Цель: познакомить родителей с особенностями приобщения детей к здоровому образу
жизни в условиях детского сада, предоставить возможность поделиться собственным опытом
по данной проблеме.
Содержание блока
Специфика закаливания ребёнка в детском саду и дома.
Соблюдение режима дня в детском саду и дома.
Сбалансированное питание в детском саду и дома.
Формирование культурно-гигиенических навыков у ребёнка дошкольного возраста.
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
1.
Тематический блок «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах
социально-нравственного воспитания.
Содержание блока
Формирование морально-нравственной сферы старших дошкольников, социальных
эмоций у детей.
Роль сказки в формировании социальных эмоций у детей.
Метод проектов в работе с дошкольниками в условиях детского сада и семьи.
1.
Тематический
блок
«Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
дошкольников».
Цель: ознакомление родителей с основами безопасного поведения детей дома, на улице,
на природе.
Содержание блока
Правила безопасного поведения ребёнка дома.
Безопасное поведение на природе.
Ребёнок на улицах города (села).
Эмоциональное благополучие и психологическая безопасность ребёнка (правила
поведения с незнакомыми людьми и т.д.).

7

8. Литература.
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
3.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013
- 2020 годы. В разделе «Прогноз развития сферы образования на период до 2020 года» акцент
ставится на поддержке семей.
4.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012 - 2017 годы». В разделе «Здравоохранение, дружественное к детям, и
здоровый образ жизни» говорится о доступности и качестве дошкольного образования, о
создании системы психолого-педагогической поддержки семьи.
5.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
6.
Партнерство дошкольной организации и семьи / под ред. С. С. Прищепа, Т. С.
Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
7.
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей / авт. -сост. Н. М.
Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
8.
Региональная
парциальная
программа
по
гражданско-патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». / Авторы
программы: Мухоморина Л. Г., Кемилева Э. Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».